Экспедиции

Дневник экспедиции на Эверест и Лхоцзе: переход в базовый лагерь Эвереста

Dnevnyk ekspedytsiyi na Everest i Lkhotsze

Высотные ботинки, спальник на  -40 комфорта, восьмитысячный комбез – разве есть более важные вещи для альпиниста-высотника? Все это было в сером бауле Иры. Бауле, которые не прилетел в Непал. Конечно, Ира переживает.

Быстро найти  необходимое – очень сложно и затратно, даже в Катманду, который переполнен магазинами туристического снаряжения.

Ochidannya vylʹotu v Luklu
Ожидание вылета в Луклу

«Не переживай, все порешается. Это же Непал» – говорю я Ире. У меня в Непале всегда все решается. Но пока баул не будет у нас, переживания не уйдут.

Поиски багажа  делегировали представителю Seven Summit Trekks – нашей принимающей стороне в Непале. Нужно ездить в аэропорт, проверять все по месту, а у нас много других дел: проверить наличное и докупить недостающее снаряжение. И, конечно, покушать. Для меня это уже восьмая поездка в Непал и я веду друзей  по проверенным и знакомым местам.

На улочках Тамеля (туристический район Катманду) встречаем несколько украинцев. Нас узнают и с нами фотографируются. Не обычно и привычно.

Vstrecha komandamy v aeroportu Katmandu
Встреча команды в аэропорту Катманду

Диму с Ромой мы собрали быстро, основной вопрос – баул Иры. Каждый час я звоню/пишу Таши, которому поручили поиски. И вот первые новости – баул будет завтра! Уже что-то!

Вечер проводим в одном из пабов Катманду, наслаждаясь живой музыкой и хот ром пуншем.

Vyd u stolytsyu sherpov - Namche Bazare
Вид на столицу шерпов – Намче Базаре

Ребята собраны, я же роюсь в кладовой кулуара на верхнем этаже нашего отеля Артс, в поисках своих экспедиционных вещей.  Столько всего нужно взять и ничего не забыть!

Где-то в уголке головы плотно застрял отсутствующий баул Иры. Но вот в мессенджер приходит фото – нашли! Спешу обрадовать команду. Можно выдохнуть с облегчением.

Перелет в Луклу

У нас получилось по три баула вещей на каждого. Один берем с собой, здесь все необходимое для трекинга и подхода к базовому лагерю Эвереста.  В остальных двух баулах/бочках – снаряжение непосредственно для восхождения.

Встаем в пять утра и отправляемся в аэропорт. В Катманду аэропорт один, но имеет два подразделения – интернешнл и доместик. Нам в доместик. Каждый раз перелет в Луклу – это особая история, в которой есть место удаче, выдержке и погоде.

В Луклу, воздушные врата к Эвересту, летают маленькие 15-ти местные самолетики. Другие просто не сядут. Аэропорт Тензига-Хиллари по праву считается одним из самых опасных в мире – взлетная полоса длиной в 500 м, под углом 10% начинается обрывом и заканчивается стеной.

Ира Галай на треке

В аэропорту нет компьютеров и пилоты садятся «на глаз». Нередко здесь бывают и фатальные случаи. Так, в прошлом году,  борт компании Гома (на котором мы до этого летали) приземлился несколько метров ниже взлетной полосы. Это был рейс грузовых перевозок Карго, но стюардесса и два пилота погибли.

Немного потрясло, пилоты заходят на посадку… Удачно! Это мое 9-е приземление в Лукле, и с каждым разом я переживаю все больше.

Подход к Эвересту

Прилетели. Дальше ножками по хорошо знакомой тропе – стандартному маршруту трека к базовому лагерю Эвереста.

В команде нас четверо участников, у каждого свои цели.

Роман Городечный и Дима Семеренко идут на Эверест.

Ира Галай планирует совершить бескислородное восхождение на Лхоцзе (8 516м).

Na treke do bazovoyi laherya Everesta
На треке к базовому лагерю Эвереста

Я, Тарас Поздний, хочу за один выход подняться на две вершины: сначала на Эверест, а потом на Лхоцзе. Всего 86 человек в мире совершили восхождение на эти две вершины в одном сезоне.

Все мы тренировались перед восхождением и идем в разы быстрее обычных трекеров. Очень радуюсь за Рому и Диму – ребята выдерживают темп, а ведь у них нет акклиматизации, которую я получил в треке две недели назад. За Иру не переживаю – ее главное сдерживать, чтобы не убежала.

К нам присоединилась непалка Дава. Она тоже идет на Эверест  и планирует быть первой баристой на вершине мира, еще и заварить там кофе. Ей заметно тяжелее и она сразу отстает. Видимся мы только в местах ночевок.

На треке нас сопровождает два шерпа – Пасанг (шерпа баристы Давы) и Таши – мой шерпа.  Он был на 8-ми из 14 высочайших вершин мира. В том числе два раза на К2 и в 2013 году уже выполнил с клиентом программу Эверест + Лхоцзе.

Когда идешь по одному маршруту много раз, главная ценность  – люди, которых встречаешь.

Первое интересное знакомство произошлоза ужином в Дебоче в dining hall.

Sytnyy obed v nepal'skoy derevushke posle perekhoda
Сытный обед в непальской деревушке после перехода

Новозеландца я заметил сразу. Он выделялся из толпы, излучая внутреннюю силу и уверенность. К тому же я подслушал разговор, в котором они с шерпой обсуждали акклиматизацию для восхождения на Эверест. Животрепещущий вопрос для всех.

Я никак окончательно не мог решить, стоит для акклиматизации подниматься на Лобуче Восточную (6 189 м) или акклемываться на горе. С одной стороны, Лобуче убирает необходимость дополнительного (предварительного) перехода через Кхумбу. С другой – может забрать слишком много сил. На фоне Эвереста шеститысячник не выглядит серьезно, но ведь он остается таковым.

Наши шерпы советовали решать все на месте, после прихода в базовый лагерь. Там можно будет оценить состояние ледопада Кхумбу и уже отталкиваться от этого.

Пообщаться с новозеландцем мне сильно хотелось. Я все оглядывался на их стол, но он с командой был занят игрой в карты.

Через какое-то время я выловил момент и подошел знакомиться. Имени я не запомнил с первого раза (это был  Willie Benegas), чему он весьма удивился. Имеет право, ведь Willie был 12 раз на Эвересте. Для не шерпы – это очень, очень много.

Вид на Эверест и Лхоцзе

Они планируют прийти в БЛ, потом вернуться к Лобуче и сходить на гору. Дальше подниматься в Л1 и сходить выше. Наш первоначальный план тоже именно таков. Сказал, что их команда ходит через Кхумбу быстро, поэтому за ледопад они не переживают особо.

Роман Городечный на фоне Ама Даблам
Роман Городечный на фоне Ама-Даблам

С ними идет 20-летний парень, который был уже на Чо-Ойю и Макалу. Его план – сходить на Эверест+Лхотце. Как и мой. Но детали этого проекта они предпочли держать в секрете и не поделились. Полезное и интересное знакомство.

Новость дня – трое клиентов «СевенСаммитТрекс»  хотят сходить на Эверест+Лхотце и сразу перелететь на Канченджангу. Теперь мой план не кажется таким уж дерзким.

С приближением Горы, все чаще думаю над акклиматизацией. Особое удовольствие приходит от осознания того, что каждый человек, находящийся рядом с тобой в лодже может быть восходителем на Эверест и знаменитым альпинистом.

Дима Семеренко на фоне Ама Даблам
Дима Семеренко на фоне Ама-Даблам

13.04 В Дингбоче (4 400 метров над уровнем моря) мы пришли очень быстро.

В восемь с небольшим вышли и в 11:30 уже пили чай в месте ночевки. Такой темп – одно удовольствие. Но есть  минусы – портеры несут тяжелые баулы и сильно отстают от нас. Часа на три. За это время мы успеваем сытно пообедать: стейк, салат, яблочный пирог. Пообщаться и отдохнуть.

В желудке образовалась яма – ем много и постоянно голодный. Аппетит – это очень хорошо!

С каждым шагом мы все ближе к большим горам. Совсем другие ощущения, когда твоя цель – вершина, а не прогулка к базовому лагерю.

Все чувствуют себя хорошо, пока симптомов горняшки не обнаружено.

Taras Pozdnyy na foni Ama Dablam
Тарас Поздний на фоне Ама-Даблам

Уже побыстрее хочется к горе. Появляется некое нетерпение.

На ужин заказал Дал Бат и жареные яйца. Почему-то яиц очень хочется уже второй день.

Пока все отдыхают по комнатах, читаю книгу про Чо-Ойю. Если все будет хорошо, сюда собираюсь уже этой осенью.

А с окна открывается прекрасный вид на Ама-Даблам. Одна из красивейших вершин мира, на которую мы планируем идти в октябре.

Vyd na Ama Dablam
Вид на Ама-Даблам

После ужина мысли о Вершинах не дают покоя, расспрашиваю Таши (мой шерпа) об акклиматизации.

Предварительный план после прихода в БЛ таков:

• День отдыха
  • Выход в Л1 Пумори (5 800)
  • Выход на Кхумбу (5 700)
  • Переход в Л1 (6 000)
  • Касание Л2 (6 400), может чуть выше, спуск в Л1. Может две ночи
  • Спуск в БЛ
  • Два-три дня отдыха
  • Выход в Л1
  • Выход в Л2
  • Касание Л3 (7 300м). Я думаю, может заночуем. Но шерпа говорит, что для «кислородников» ночевать не надо
  • Спуск в Л2
  • Спуск в БЛ
  • Отдых и штурмовой выход

Позже этот план был несколько изменен.

14.04 Утро прекрасное на столько, на сколько это возможно. Сегодня мы отдыхаем в Дингбоче и никуда не спешим. Заказал американо, сижу на солнышке, любуюсь вершинами вокруг. Разве может быть что-то лучше?

Завтракаем и мужской компанией выдвигаемся на радиалку. У Иры своя программа – она максимально бережёт силы.  Мы же поднялись на вершинку в 5 080 м, с которой открываются красивейшие виды на Ама-Даблам.

Вечером смотрим фильм «К2: Предельная высота» (фильм об альпинистах – Ред.). Фильм, который не особо способствует моральному духу и настрою.

По дороге с Тянгбоче в Дингбоче (4400м). На заднем плане Ама Даблам
По дороге с Тянгбоче в Дингбоче (4 400м). На заднем плане Ама-Даблам

Не надо брать в горы фильмы о горах! В горы берите тупые комедии. А о горах смотрите дома, пока не купили билеты в экспу.

После К2 начали смотреть сериал «Экзорцист». Честно говоря, ужастики тоже не лучший вариант для вечернего просмотра.

15.04 Вчера вечером я перепил пуэра (постферментированный чай, популярный в Тибете – Ред.). Пускай дома я привык пить его постоянно и только его, но на высоте организм все воспринимает по-другому. В итоге – ночь без сна. Только под утро два часа дремоты.

Непальские женщины тоже собираются на Эверест

Самочувствие такое себе.

Во второй половине пути, после Туклы втянулись и набрали хороший темп.

В Лобуче пришли к часам 12 дня. Странно, как от лоджи зависит восприятие  места. В моей памяти Лобуче всегда было приветливым, а со своими трекгруппами мы вообще живём в «Пирамиде». Это райское место. Сейчас же нас поселили в Mother Earth – на удивление плохой лодж с невкусной едой. Ну ничего, на этот случай у нас есть сало.

Я полежал в комнате, потом с парнями сели за шахматы. Ох, как давно так классно не играл!

Базовый лагерь Эвереста

16.04 Свершилось! Мы пришли в БЛ (базовый лагерь – Ред). Последние дни меня, да и всю команду, уже начало съедать нетерпение. Хочется побыстрее закончить подход и начать акклиматизацию на горе.

БЛ большой, мы идём быстро, но все равно  дойти к нашим палаткам занимает минут 40. Лагерь СевенСаммитТрек в самом конце. Он большой, наверное, пятая часть от общего количества.

Bazovyy laherʹ Éveresta
Базовый лагерь Эвереста

Мы пришли к обеду, часть альпинистов прибыла на пару дней раньше. Из самых интересных: индийская девочка 16 лет, которая впервые в высоких горах и идёт на Эверест. И Питер (словак), который сходил 14х8000 без кислорода. Сейчас его с напарником план: Эверест + Лхотце без кислорода.

Интересно даже просто сидеть и слушать их общение.

Высота 5 330 м ощущается, мозги работают медленнее и чувствуется давление на черепушку. Немного болит горло, нужно быть как можно более острожным и не заболеть. Столько факторов могут повлиять на результат экспедиции!